ИСТОРИКО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ
«WID-M-2002»

Николай Дыренков. В полет на танке

У ИСТОКОВ СОВЕТСКОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ

Sources of Soviet tank development


Николай Дыренков. В полет на танке

Nicholay Dyrenkov. Flying on a tank


Во время войны один из танков его конструкции
захватили гитлеровцы. Они долго
фотографировались на его броне, на его фоне.
Потом эти фотографии попали в руки советских солдат.
Так мы получили доказательство, что его танки
не только удивляли своим экзотическим видом, но и
воевали

ПРОСТЫНЯ ВМЕСТО КРЫЛЬЕВ. ОБРАЗ БУДУЩЕГО.

  Родился 12 апреля 1898 года. Отец – Иван Алексеевич - крестьянин из деревни Малая Режа Веретейской волости Мологского уезда, трудившийся разнорабочим на железной дороге. Впоследствии, чтобы обеспечить  обучение своих двух сыновей в рыбинской школе и гимназии, устроился сторожем лютеранской кирхи на ул. Пушкина. Ежемесячно получал 10 рублей жалованья плюс бесплатное жилье.

В 1908 году Николай окончил 2-е приходское начальное училище, в 1910  - 1-й класс Карякинского училища.

 У Николая Ивановича Дыренкова и супруги его Надежды Николаевны было двое детей: Николай Николаевич и Ирина Николаевна. По рассказам матери, услышанным от мужа, дети знали каким был их отец, погибший в 1937 году. Семья жила в подвале немецкой кирхи теперь уже не существующей, на ул. Пушкина. Однажды маленький Николай зимой забрался на 2-й этаж кирхи, в квартиру служителя, открыл окно и держа над головой деревянную рамку с натянутой на нее простыней, ринулся было, то ли ввысь – в полет, то ли вниз – к земле. Но не успел, вернулась с работы мать,  и эксперимент криками и плачем. Маленькому Икару досталось на орехи за порванную на куски простынь…В 1910 году поступает и в 1914 году заканчивает ремесленную школу при махенико-техническом училище Меркурия Елизаровича Комарова со званием техника.

Николай закончил ремесленное училище. Работая на механическом заводе, любил чинить велосипеды, моторы для лодок, швейные машинки. Как это у него получалось, неизвестно.
Зато известно от родных, что в середине 20-х годов, когда семья жила на Кавказе, Николай Дыренков в свободное время занимался самым любимым своим делом. Каким ? Жена Надежда Николаевна: «В свободное время натягивал кожаную куртку и – к дверям: «Мне надо». Потом над домом возникал шум мотора самолета. Николай Дыренков стремился в небо. 

Не случайно, может быть, что когда он в годы революции, оказывается в Петрограде, его назначают исполняющим обязанности начальника воздушной обороны Петрограда.

Но уже в 1918 году он возвращается в Рыбинск, на ул. Пушкина, в тот самый подвал, где продолжают жить его родители и младший брат.

Но уже скоро молодому  инженеру, имевшему опыт технической работы в столице, поручают важное дело: организацию в Рыбинске новомодной административно-хозяйственной структуры – Рыбинского Совета Народного хозяйства.

 

 

ЗАГАДКА ПО ИМЕНИ ДЫРЕНКОВ

Вплоть до постперестроечных лет в центре Рыбинска, на площади Юбилейной стояла городская Доска почета. На правом ее крыле на красном фоне – слова: «Рыбинские товарищи берутся за решение самых важных и самых неотложных задач текущего времени правильно…». В.И. Ульянов /Ленин/.
Эта надпись была, может быть, важнее самой Доски почета. Она врезана в хрестоматии, она была врезана в сердца тысяч рыбинцев. Любимый вождь словно жил все эти десятилетия среди горожан и все время словно поощрял: «Правильной дорогой идете, товарищи…».
Рядом с дорогими сердцу словами вождя в хрестоматиях, памяти горожан по праву расположилось имя того, благодаря кому, собственно, и были сказаны слова одобрения – Николая Дыренкова. Это он добился приема у Ленина. Это он разговаривал с вождем. Это ему жал руку Ленин, а биографы потом отметили неформальную и теплую атмосферу встречи.
Ленин пожал руку Николаю Ивановичу Дыренкову в 1918 году, а тепло этого рукопожатия ощутили все рыбинцы (по крайней мере, те, кто сочувствовал большевикам), и хранили его, в фигуральном, конечно же, смысле, как реликвию.
Где-то прочитал о том, что Ленин после визита Дыренкова, произнес что-то вроде: «Это бунтарь,  нашей породы».
Николай Иванович Дыренков, управляющий делами Рыбинского областного (так в документах) совнархоза… Историческая личность, олицетворение новой России, социалистической России, революционной России. Символ новой эпохи регионального масштаба… Организатор промышленности… Его имя в местных хрестоматиях стоит рядом с именами революционеров Дмитрия Бородулина, Степана Крашенинникова, Аркадия Сыромятникова, Николая Тугаринова, Степана Полидорова, Николая Смекалова, Семена Нахимсона,  чекиста Николая Кустова…Это они заварили… большую… революцию в «сонном буржуазном» городе.
Стоп! А, собственно, что еще известно о Николае Дыренкове, кроме того, что он стоял у истоков реформирования хозяйства города, его промышленности, что добился субсидий у Ленина ?
Где книги о нем, серьезные исследования (о газетных статьях речь впереди) ? Что с ним стало потом ? Куда увела этого исполина его кипучая, неукротимая натура? Что стало с его детищем, Совнархозом ?
Пойдем-ка, мы с тобой, любопытный читатель наш, в архивы и библиотеки. Может, там найдем ответы на наши вопросы.


НА ГРЕБНЕ РЕВОЛЮЦИОННЫХ МЕТАМОРФОЗ


В личном архиве моего приятеля хранится копия фотографии с подписью
 «Управляющий делами Рыбинского Совнархоза Дыренков Н.И. с родителями и братьями. Россия, Ярославская губ., г. Рыбинск. 1900 - 1917 гг.». Я думаю, атрибуция ее требует хотя бы частичной поправки. На фото Н. Дыренков ( стоит справа в военной форме) задолго до своей должности – Управляющего. Он еще слишком молодой здесь. Другое дело, если это фото – 1917 г., а то и раньше. Почему раньше ? Вглядитесь повнимательнее. На Дыренкове какая-то незнакомая, чужая военная форма, напоминающая польскую униформу. 

 

 Н.И. Дыренков (стоит справа в форме явно не российского образца) в кругу семьи. На переднем плане  - родители.

 

Судя по документам, семья Дыренковых появилась в Рыбинске не ранее 1898 года. Во всяком случае, согласно данным Всероссийской переписи населения 1987 года, Дыренковы в это время в Рыбинске не значатся.
А согласно данным Рыбинской городской Управы, крестьянин деревни Малая Рожь (Малая Режь?) Иван Стефанович Дыренков 21 апреля 1890 г. получил свидетельство приказчика 2-го класса за № 348. На уже упомянутой фотографии старший Дыренков и впрямь напоминает тип крестьянина Центральной России. Только вот зачем крестьянский сын Николай вырядился в экзотическую военную форму. Что за театр ?
Итак, по данным местных историографов Дыренков родился в 1886 году, умер в 1937 году. По данным московских историков – родился в 1890 –м.
Ну да ладно, подобные нестыковки – нередки.
О детстве, отрочестве, юности Дыренкова нам неизвестно. Согласно более поздним источникам, Николай Дыренков имел незаконченное высшее образование, беспартийный.    
Он как-то сразу проявляется на исторической арене как реформатор, управленец, политик и… дипломат. Самородок, сын революции, питомец ленинской гвардии.
27 марта 1918 года исполком Рыбинского Совета объявляет о создании в городе совнархоза «в целях борьбы с безработицей и регулирования промышленности…». «…Создание такового, разработка плана работ его, - говорит постановление, -  поручена исполнительным комитетом… мне, Н. Дыренкову». Под постановлением стоят подписи зав. инженерным отделом Н. Дыренкова, Председателя отдела труда П. Тюкова; Председателя Совдепа П. Белова; Секретаря Глизде.
Еще раз повторяем, 27 марта 1918 года Николай Дыренков появился на исторической арене как-то вдруг,  внезапно. До этого он, как это говорят, были «не при делах».  Все громкие и значимые события в городе и крае обходились как-то без него. И вдруг сразу такой пост, такая роль, по сути – центральная в хозяйственной жизни города. Ну да ладно, революция, она на то и революция, чтобы переворачивать все с ног на голову.

ОСЕНЕННЫЙ ЛЕНИНСКИМ ИМЕНЕМ

А уже 15 апреля 1918 года в бывшей гостинице Метрополь на заседании ВСНХ «управляющий делами Рыбинского областного (так!) совнархоза инженер Н.И. Дыренков докладывает Ленину о хозяйственном положении Рыбинска». И Ленин предлагает выдать Рыбинску срочную ссуду.
Как вышел Дыренков на Ленина мы можем только догадываться. Но как мы знаем, 13 марта 1918 года совершился авральный переезд правительства из Петрограда в Москву. Поезд проследовал через Рыбинск. И вполне может быть, что просьба Дыренкова о встрече очно или заочно была передана Ленину в том, момент, когда литерный останавливался в Рыбинске.
Ленин явно симпатизировал Дыренкову. Об этом говорит тот факт, что после отказа ВСНХ выделить 18 млн. рублей, Председатель Совнаркома 18 апреля принимает Дыренкова лично; выслушивает, обещает посодействовать в получении возвратной ссуды на период начала навигации, обещавшей Рыбинску некую финансовую стабилизацию, и тут пишет письмо, названивает по телефону и назначает следующую встречу на 2 часа дня 19 апреля 1918 года.
   Но встреча эта состоялась 20 апреля в 6 часов вечера. Владимир Ульянов задает Николаю Дыренкову вопрос за вопросом на тему Рыбинска, объясняет тяжелое финансовое положение страны, говорит о пользе кооперации, основанной на районном принципе ее организации, предлагает составить заявку за внутриобластной займ в размере 5-10 млн. рублей.
А потом было еще несколько встреч.
Вот как об этом пишет в своем докладе сам Дыренков (цитируется по по публикации К. Хромовой):
«1-й день. Суббота, 13 апреля. С поездом в 11 часов утра, отходящим на Ярославль, в сопровождении двух красногвардейцев железнодорожной охраны уехал в Москву….
2-й день. Москва, 14 апреля. приехали в 10 часов утра, поиски номера и помещения для себя и караула до 4-х часов дня. В 4 часа – наведение справок о месте нахождения государственных учреждений, заявлен заказ в 5 часов вечера на вызов к прямому проводу в понедельник 15 представителей управления совета народного хозяйства в Рыбинске.
3-й день. Понедельник, 15 апреля, Москва. Получено разрешение от комиссара почт и телеграфов на разговор по прямому проводу. В 11 часов утра прием в ВСНХ, «Сибирская гостиница», в иногороднем информационном отделе. Дача сведений о совнархозе в Рыбинске, о его штатах, схеме, организации, плане работ и деятельности; представлен секретарю и президиуму; все работы, планы и схемы одобрены, схемы скопированы для отпечатывания в журнале «Народное хозяйство»; предложено написать статью в этот журнал. Статья написана, черновик прилагаю, будет напечатана в ближайшем номере.
3 часа дня. Защита сметы и расходов сооружений и промышленных предприятий гор. Рыбинска.
Вечером заседание в ВСНХ. Дом Советов «Метрополь». Участвуют: Ленин, Бонч-Бруевич и Гуновский. Докладываю о положении Рыбинска. Товарищ Ленин вносит предложение провести ссуду Рыбинску в срочном порядке. Предложение принимается. Решено создать специальную комиссию для обсуждения вопроса. Предложено занять пост заведующего отделом машиностроения. Предложение мною отклонено. Товарищ Ленин заявляет, что на будущее лучше не отнимать работников с мест.
Вторник, 16 апреля. Москва.
В 11 часов дня в дорожном отделении ВСНХ. Защита проекта постройки гавани и проведении ряда дорог по Рыбинскому уезду….В два часа прием в Кремле, разговор с тов. Лениным. Тов. Ленин расспрашивал о торговле и промышленности в Рыбинске…
Среда, 17 апреля. Москва. В 11 часов утра совещание, доклад в металлургическом отделе. Все мероприятия одобрены…
В два часа в лесопромышленном отделе: наложено коллегией специалистов на докладной записке о выдаяе трех миллионов рублей на закупку и сплав леса в эту навигацию…
Вечером заседание президиума, гос. «Метрополь»: смету 18 млн. отклонили. Вопрос подетального обсуждения перенесен на пятницу на два часа дня.
Четверг, 18 апреля. Москва. В 11 часов утара совещание в отделе по топливу…. Отпущено для Рыбинского совнарохозя 350000 пудов нефти, подать с первым караваном к концу мая с.г. Три часа: прием у Ленина. Тов. Ленин выслушал доклад мой, что смета отклонена, обещал оказать содействие в получении взаимообразно на четыре месяца навигации ссуды в размере 7-9 млн. рублей, для чего дал письмо и позвонил по телефону Милютину.

 

В его взгляде было одновременно что-то от Кибальчича,

что-то от Распутина, что-то от Пугачева, что-то от министра

советского периода. Одновременно и бунтарское, и авантюристическое

и трагическое


Пятница, 19 апреля. Москва. В 11 часов заседание президиума ВСНХ по вопросу о Земсоюзе и Военно-промышленном комитете. Мероприятия уже проведенные уже одобрены, управы и комитеты расформировать. 2 часа. тов. Ленин в Кремль не приехал и принять не смог. Заседание ВСНХ прошло без него. Все сметы отклонены.

Суббота, 20 апреля, Москва…
В 2 часа заседание ВСНХ по пересмотру вопроса об отпуске средств на навигацию. решено командировать специалиста для обследования и отпустить 3 млн. рублей…
6 часов вечера. Прием у тов. Ленина. Тов. Ленин в продолжительной беседе обрисовал тяжелое финансовое положение, сославшись на заседание ЦИК, на котором я присутствовал…. В заключение тов. Ленин пожелал успеха… и предложил, каждый раз приезжая в Москву заезжать к нему. На инструкции тов. Лениным наложена собственноручная резолюция…
Судя по всему, Дыренков уезжает от Ленина без денег, но с письмом вождя, набросанном на инструкции ВСНХ.
Да, Ленин денег Рыбинску не дал, но оказал личную услугу Дыренкову, и такую, благодаря которой Дыренков обрел некую особую привилегию, которой можно было пользоваться и в личных целях, и в общеполезных целях.
Как же поступил Николай Иванович ?

ДЫРЕНКОВ СО ТОВАРИЩИ, НАРАЩИВАЕТ МЫШЦЫ
И СОЗДАЕТ СВОЕ ГОСУДАРСТВО


Сразу по приезду домой Дыренков пишет письмо в Исполнительный комитет Совета Рабочих и крестьянских депутатов. Он называет его Прошением и указывает свою должность – «Управляющий Делами Высшего Совета Народного Хозяйства Рыбинской области».

«Уважаемые товарищи,  - пишет он, - занимая вышеназванную должность и напрягая свои силы до наивысшего предела, к какой способен организм (!), прошу Вас установить мне оклад жалования согласно постановлениям Президиума Высшего Совета Нароходного Хозяйства, считая нужным предварительно предложить на Ваше рассмотрение некоторые обстоятельства моей личной жизни. Я сын чернорабочего с железной дороги. Отец мой принужден был за смертью отца оставшись с двумя сестрами и малолетним братом и матерью поступить глинотопом на завод Аксенова из четвертого класса гимназии. Прослужив там 10 лет, сделавшись впоследствии гончаром, нажил ревматизм, так как глина, которую приходилось мять босыми ногами, балы иногда и мерзлая. Впоследствии ему удалось поступить на железную дорогу, где служит он чернорабочим до сих пор. Заработки были чрезвычайно мизерны, а так как нужно было учить меня и брата, он поступил сторожем в Лютеранскую кирку, за квартиру, дрова и жалование в десть рублей.

 

В подвале лютеранской кирхи некоторое время жила семья Дыренковых

 Квартиру в подвале под церковью, где живу теперь и я до сих пор. Отцу моему, которому сейчас уже пятьдесят два года, работает он более 36 лет, необходимо лечение, и хотя бы некоторый покой, матери тоже – у нее рак и сильное малокровие, на что влияет и квартира в подвале, в которой мы живем. Затем учится брат 14 лет, который учится в городском училище. Я лично уже помолвлен и женюсь этим летом.
Представляя все это на ваше усмотрение, из чего вы можете усмотреть, что лежит на мне, как на честном сыне добившемся более обеспеченного материально положения и ссылаясь на Постановление Президиума от 9 января 1918 года и 15-го апреля того же года, выписки из коих постановлений за №№ 1265 и 1279 прилагаю. Прошу установить мне оклад жалования мне в тысячу двести пятьдесят рублей, сто составит пятнадцать тысяч в год.
Не могу не обратить внимание на то обстоятельство, что когда мне в Москве предлагали пост Заведывающего Отделом машиностроения, каковое предложения я отклонил, то жалование предлагалось в 15000 рублей, что составит восемнадцать тысяч в год. Не говоря уже о той ответственности, которую я несу здесь Я же со своей стороны постараюсь вернуть вам эти деньги наивысшим приложением своих сил на благо и процветания родного мне края социалистического отечества».
15 мая 1918 года Николай Иванович Дыренков получает из рук Председателя Совдепа Удостоверение, коим он, Управляющий делами Совета Народного Хозяйства Рыбинской области (!) инженер, наделяется «чрезвычайными и неограниченными уполномочиями в деле Управления и организации промышленности и Народного Хозяйства Рыбинской области».
Умел Николай Иванович находить нужные слова. И про семью, которая жила, что скрывать трудной жизнью, как и все семьи в то время; и про свою особую роль в судьбе Отечества. И про Москву, из которой недавно вернулся. Поди проверь, предлагали – не предлагали ему эту тысячу с половиной. Ну, полторы, не полторы, а тысячу ему назначили, на уровне работника Совнаркома.
И Николай Иванович размахнулся.
Перво-наперво занялся подбором кадров. А кадры, как говорил другой наш вождь, «решают все».
   «Я …. получив распоряжение Упр. СНХ Рыбинской области Н.И. Дыренкова занять пост Заведывающего …. Отделом…, обязуюсь выполнять честно… все даваемые распоряжения и приказания, беспрекословно отвечая за внутреннюю работу вверенного мне Отдела перед Управляющим делами Совета Народного Хозяйства и судом Революционного Трибунала (!), если окажусь негодным к выполнению возложенных на меня обязанностей, обязуюсь по первому приказу Управляющего отойти от ведения отдела немедленно…».
В лице Дыренкова и его коллег мы видим первую, но далеко не последнюю попытку обособиться от Ярославля, превратиться в самостоятельную региональную административно-территориальную единицу, по-сегодняшнему говоря – субъект
Федерации. Только сделал он это явочным порядком, не взирая на не благоприятствующие ему обстоятельства. А таковыми потом уже были: Савинковское выступление в июле того же года, и легитимное выделение Рыбинского уезда в губернию в 1921 году, которая просуществовала менее двух лет.
А тут проще – сказано – Рыбинская область, значит так и есть. Привыкайте: и в Ярославле, и в Москве.
Но и этого мало. Уже упомянутая нами аббревиатура ВСНХ расшифровывается как Высший Совет Народного Хозяйства. Недолго думая, Николай Иванович с согласия местных властей, учреждает в Рыбинске Высший Совет Народного Хозяйства Рыбинской области и сам встает во главе этой фантомной структуры. И советские и партийные власти Рыбинска словно не замечают опасных забав любимца Ленина, его недетских игр в монополию и сепаратизм. «Какая Рыбинская область? Какой ВСНХ в Рыбинске ?» Это мы говорим, а не тогдашние власти.
И вот подлинный ВСНХ с недоумением пишет в Рыбинский Совдеп и в Рыбинский ВСНХ: «…Вы называете местную организацию Высшим Советом Народного Хозяйства Рыбинской области, чем вводите в заблуждение нефтяные фирмы и потребителей. ВСНХ – есть центральная организация, находящаяся в Москве. На местах работают Областные Советы Народного хозяйства, включающие в круг своего ведения несколько губерний и губернские Советы… Организация Рыбинского Совета народного Хозяйства в составе нескольких уездов возможна только по указаниям соответствующего Областного Совета Московской Области. Поскольку вы работает в пределах рыбинского уезда, необходимо согласовать вашу деятельность с губернской организацией… В части касающейся топлива ее (работу – В.Р.) необходимо вести строго согласованно с Отделом Топлива ВСНХ и его областной организацией – Московской. Между тем Вами предпринимается ряд действий совершенно самостоятельно без санкции высших топливных органов…».
В ответном письме, подписанном как ни странно не только Дыренковым но и За. Председателя Совдепа Семеном Нахимсоном, рыбинцы, то есть, сам Николай Иванович, разъясняет непонятливым вышестоящим органам суть своей позиции. Главное, он растолковывает чиновникам ВСНХ: «Вы никакого права не имеете вмешиваться, как нефтяная часть отдела топлива, хотя бы и Высшего Совета Народного Хозяйства в распоряжения, даваемые Совдепами на месте». И далее – «О принятых мною мерах срочно сообщаю, извиняюсь за тон письма, если вам оно не нравится, но на доносы и письма, являющиеся результатом таких доносов не считаю возможных отвечать в другом духе».

РАССТРАТЧИК, ВЗЯТКОДАТЕЛЬ, ИЛИ…НЕПОДСУДЕН ?

     В Ярославском центре документальной истории есть одно дело вполне     бюракратически-партийного названия: «Переписка с партийными организациями о членах партии и хозяйственным вопросам». Начато: 7/III-1918 г.; окончено: 30/XII-1918 г. На 415 стр. можно видеть письмо, направленное «Народному Комиссару Кедрову», подписанное известными рыбинскими деятелями большевистского толка, входившими в структуры власти Константином Бухариным и Зинаидой Гайдеровой. Бухарин (1888-1938) с мая 1920 г. по 1923 г. был председателем исполкома городского Совета, потом ответственным секретарем Костромского губернского комитета РКП (б)-ВКП(б); после Н.С. Хрущева секретарем Краснопресненского райкома ВКП(б), г. Москвы; даре – членом Комиссии советского контроля при СНК СССР. В 1938 году арестован и расстрелян.Некоторые соверменные левые источники записывают его в родные братья Николая Бухарина. На самом деле его родным братом был Дмитрий Бухарин. . А Зинаида Гайдерова также входила в структуры власти г. Рыбинска; доцент ЛГИЛИ, работала зам. директора Библиотеки Академии наук. Как и Бухарин, после ряда арестов, кончавшихся отсидками, в конце концов 2 ноября 1937 году была расстреляна в Сандармохе, Карелия.

Так вот, в письме этом  даются характеристики известным не только Рыбинску, но и всей стране деятелям:

«Согласно Вашему личному предложению секретарю Рыб. орган. РКП при докладе секретаря о деле Упр. Совнархозом Рыб. обл. Дыренкова, комитет Рыбинской организации сообщает следующее свое заключение о лицах, замешанных в этом деле (речь шла о самоуправстве руководства т.н. Рыбинского Совнархоза и растрате денежных средств-В.Р.):

1. Дыренков Николай – способный чел., сознательно беспартийный, определенный тип афериста». .

 

 Константин Иванович Бухарин (1888г.-1937г.)

 А вот в Рыбинском архиве я отыскал письмо, адресованное исполняющего обязанности Юридического отдела Народного комиссариата по продовольствию Председателю Рыбинского Совдепа, датированное 2-м сентября 1918 года. Привожу его полностью:.
«Прошу допросить в срочном порядке по делу об исходатайствовании нарядов на хлеб для г. Рыбинска из Моск. Обл. Прод. комитета членов Совдепа: Дыренкова, Петухова, Петкевича, Дурнева и Клыгина, которым прошу предложить следующие вопросы и написать ответы их в отдельный для каждого протокол:
1/ При каких обстоятельствах были посланы члены исполнительного комитета в Мосву, и кто именно, за получением в Мае с.г. нарядов на хлеб для г. Рыбинска и при каких обстоятельствах эти наряды были получении;
2/ Имелось ли в виду членами исполнительного комитета для получения этих нарядов прибегать к содействию служащих в Моск. Обл. Прод. Комитете. И в какой форме подполагалось это содействие роли исполнительным комитетом ассигнованной суммы денег для уплаты вознаграждения содействовавшим получению наряда;
3/ Если такая сумма была ассигнована, то в какой мере, и кому именно /имя, отчество и фамилия, семейное положение/ из этой суммы были выплачены вознаграждения.;
4/ Были ли даны взятки за содествие в получении наряда на хлеб одному из служащих в Моск. Прод. Комит., и кому именно и в каком виде по заявлению Дыренкова таковая взятка в сумме была дана Кулыгиным в присутствии Дыренкова;
5/ Прошу упомянутым выше свидетелям рассказать вообще все, что им известно по данному делу.
Расследование по этому делу произведено по распоряжению Народного Комиссара по Продовольствию.
Что же послужило причиной возникновения этого дела ?
11 июля 1918 года, через 5 дней после Савинковского выступления в Рыбинске и продолжающихся боевых действий в Ярославле собрался Исполком Совета Рабочих и Крестьянских депутатов.
1-м вопросом стала тема «контрреволюционного мятежа», за ликвидацию которого поблагодарили тт. Ферапонтова, Роке и Лапса  «за их энергичную деятельность с просьбой передать благодарность красной армии г. Рыбинск и латышским стрелкам». Далее шел продовольственный вопрос. Член Исполкома Уйманов доложил о своей поздке вместе с Дыренковым в целях закупки продовольствия. В этот момент Дыренков все еще находился в Уфимской губернии.
Как писали Рыбинские известия того времени : «Уйманов обрисовал постановку дела по отпуску продовольствия из Уфимской губернии в голодающие губернии в самых мрачных красках. Среди Советский властей Уфы, в Отделе Губернского Снабжения есть определенные лица, берущие взятки и ведущие себя нагло и вызывающе; между прочим указана фамилия Кулыгина (Зав. Транспортным Отделом). С наших делегатов требовались определенные крупные взятки, каковые тов. Дыренков вынужден был дать в связи с отобранием наших автомобилей. Положение Рыбинских делегатов осложнилось близким к Уфе наступлениями чехословаков. Дыренкову и Уйманову пришлось разделиться. Ввиду грозящего аресата, тов. Уйманов счел за лучшее возвратиться спешно в Рыбинск и обо всем доложить. Тов. Уйманов надеется, что Дыренкову может быть и удастся в конце-концов что-либо достать для Рыбинска и предлагает послать ему кого-либо навстречу для содействия. Наличность в продовольственных лавках Рыбинска всего навсего 300 пудов муки. Делегаты, посланные в Ярославль и затем в Москву ходатайствовать о хлебе, еще не возвратились. Положение безвыходное. Имеется телеграмма из Бирска от тов. Дыренкова, что он добыл 51 тыс. пудов зерна. Это количество должно быть по плановому наряду для Ярославской губ. Весь вопрос  - когда может зерно прийти сюда и сколько удастся получить для Рыбинска».
В Москву полетели телеграммы об угрожающем продовольственном положении города. Военному комиссару поручено было разыскать Дыренкова и сопровождавшего его Душина.
13 июля состоялось экстренное заседание Исполкома. Заслушали вернувшихся из Уфы Петухова и Москвы – Леонтьева. Петухов, находившийся в распоряжении Дыренкова, подтвердил, что в Уфе все местные комиссары, за исключением одного погрязли в пьянстве. По сообщению служащего Совнархоза и подчиненного Дыренкова, некоего канцеляриста Петухова, Николай Дыренков с хлебом направляется водным путем в Нижний Новгород. Везет с собой муку, крупу, гречу на 2-х баркасах – 61 тыс. пудов, и в одной барже – 36 тыс. пудов. Весь груз должен поступить в распоряжение Волгопрода для распределения на северные голодающие губрении. Что-то должно достаться и Рыбинску. В Москве стоят 17 вагонов для Ярославской губернии, но не могут отправиться из-за событий в Ярославле.
А уже 300 сентября Рыбинский Исполком, рассмотрев вопрос с названием «Отчетность Дыренкова», единогласным решением, при одном воздержавшемся, постановил «Поручить Чрезвычайкому тов. Дыренкова предать суду как за растрату народных денег, а ткже за взятки в 5000 р.». 
Чем аукнулось это самое хлебное дело для Дыренкова, мы еще скажем, а вот его сотоварищи, согласно материалам Ярославского ЦДНИ, пострадали сильно. Тот самый Уйманов, который заблаговременно прибыл в Рыбинск сообщил о взятках и растрате народных денег, был исключен из партии и предан в октябре 1918 г. суду Ревтрибунала.
На следствии Уйманов признался, что никаких документов, свидетельствующих в его защиту, не существует. При этом, сам факт растраты 6 тыс. рублей он не признавал. Всего командированные в Уфу делегаты от Рыбинска, якобы,  имели на руках 120000 рублей. Но позже следствие выяснит, что на самом деле на руках у рыбинцев была сумма в 200000 рублей. Но любопытна метаморфоза, случившаяся со следствием. Вдруг Николай Дыренков совершенно выводится из-под прицела следствия и главным виновником становится Уйманов. Вот как это отражено в Обвинительном акте Ревтрибунала:
«Т. Уйманов обвиняется в растрате народных денег во время командировки в Уфу за хлебными продуктами… Будучи командирован Исполкомом за хлебными продуктами в Уфу, получил от Совета Народного Хозяйства двести тысяч рублей. По прибытию из командировки т. Уймановым был составлен отчет на израсходованные народные деньги, не отвечающий требованиям правильной бухгалтерии. Счета и документы были не с мест, где уплачивались по ним данные суммы, а составлены на память т. Уймановым. Опрошенный по поводу такого явно не допустимого отчета т. Уйманов показал, что все документы были уничтожены во время белогвардейского мятежа в Ярославле, с тем, чтобы в случае обыска, не быть заподозренным в причастности к Советским учреждениям. На вопрос следователя, не было ли свидетелей, могущих подтвердить правильность такового показания, т. Уйманов сказал, что счета и прочие документы уничтожил не он лично, а некий Петухов… Вызывать Петухова для допроса не представилось возможным в виду его отсутствия. По наведенным справкам Петухов был уволен из Совнархоза решением исполкома и выбыл неизвестно куда».
Вместе с Петуховым, отметим, исчезает из Рыбинской истории и Дыренков.

СЕМЬЯНИН И ЖЕРТВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК.
ИЛИ ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РЫБИНСКОГО КОНФУЗА.


Дочь Ирина Николаевна делилась с корреспондентом газеты воспоминаниями об отце: «Отец был скромным. Обычная его одежда времен гражданской войны – сапоги, кожаное пальто, кепка. Так удобнее было ездить по заводам. Ведь в пути он обходился без шофера и машину чинил сам. А разговор-то шел вокруг фотографии, на которой Николай Иванович заснят в роскошной шубе и шапке из бобра. Родные объяснили фотографу, что нэпманские наряды эти Дыренков заказал у знаменитого портного из Ленинграда по случаю предполагаемой загранкомандировки. Командировка сорвалась, а наряды остались. Родные с теплотой и грустью вспоминали близкого человека. Любил музыку, увлекался рисованием маслом, пером, карандашом. За год до смерти, в 1936 году привез с Кавказа серию пейзажей. Любил, когда в кругу семьи то жена, то дочь садились за пианино. При этом, как всякий мужчина того времени, умел обращаться с оружием, метко стрелял из любого вида. У него был талант к языкам. Овладел сразу несколькими языками, правда, читал со словарем. Но высшего образования так и не получил. Самоучка. В жизни был знаком со многими знаменитостями: К.Э. Циолковским, С.П. Королевым, полярником Г.А. Седовым, кинорежиссером С.М. Эйзенштейном. Теплая дружба связала Дыренкова с кинорежиссером А.П. Довженко. Александр Петрович, бывало не раз, читал Николаю Ивановичу свои новые произведения. 
Супруга Николая Дыренкова Надежда Николаевна вспоминала: «Мы с мужем часто переезжали. Самара, 1919 год. Борьба с голодом. Николай Иванович отвечал за тракторы. Семья голодала вместе со всеми. От голода скончался брат мужа. Однажды муж привел грязного оборванного парнишку. Ванюшка, так его звали, потерял родителей, бродяжничал. А вскоре в доме появились еще два беспризорника. Так все трое и воспитывались в нашей семье… Двоюродная сестра Дыренкова Е.С. Королева вспоминала: «…Брат был чутким и отзывчивым человеком. Нередко помогал попавшим в трудное положение родственникам, хотя у самого была большая семья. С ним жили родственники отца, троих ребят чужих воспитывали, да еще моя старшая дочь на время учебы у них приют нашла».
В 1920-1921 годах муж муж помогал распределять продовольствие на Нижней Волге. Как-то вернулся домой со сломанной ногой: сани раскатились. А вот брата его, 19-летнего тракториста Сергея, спасти не удалось. А в 1924-м, когда мы жили в Закавказье (там он руководил большим тракторным хозяйством), он едва не скончался от малярии». 
Воспоминания близких Дыренкова обрываются на полуслове, как оборвалась и жизнь Николая Ивановича в 1937 году. Но это были 80-е годы. Какие уж тут откровения ?
А мы благодаря этим воспоминаниям, точно знаем, что Дыренков после событий 1918 года осел на нижней Волге. Может быть, он так и не возвратился из той командировки ? И уберегло и его самого и его семью от расправы ?

В МЕЧТАХ И ГРЕЗАХ ОБ СТРАНЕ-АВТОГИГАНТЕ


В апреле 1980 года очередной номер популярного детского журнала «Юный техник» вышел с красочным анонсом на обложке, посвященном Рыбинску. Многочисленным публикациям на тему индустриального центра на Верхней Волге предпослан и текстовый анонс: «Как в капле – океан, так в судьбе одного города отразились ленинские планы преобразования России».
За именем Ленина неминуемо должно было последовать имя Дыренкова. Через годы и расстояния снова вождь протянул руку своему любимцу. Снова они соединились, теперь уже под обложкой журнала. Снова прозвучали ленинские слова о поддержке рыбинских товарищей. Снова Николай Дыренков внесен в пантеон славы, только затем, чтобы послужить интересам города. Деяния Николая Иванович будут переосмыслены и вставлены в контекст современности. Первый секретарь Рыбинского горкома КПСС Анатолий Уров скажет: «В 1967 году, почти через полвека после разговора В.И. Ленина с рыбинским делегатом, ЦК КПСС одобрил опыт рыбинцев по внедрению НОТ на предприятиях города. Как перекликаются события, разделенные десятками лет ?! Ведь и в 1918 году план и схемы, привезенные Н.И. Дыренковым в Москву, были не только внимательно изучены в ВСНХ, но и рекомендованы для того, чтобы использовать их в других местах молодой Советской Республики». О каком плане и каких схемах говорил Уров, нам неизвестно.
Интересно другое - в том же номере журнала на 5-й странице помещена фотография автовагона, изобретенного Н.И. Дыренкова.
Таким образом, мы приступаем к освещению еще одной главы жизни этой неординарной личности.
Где-то в 1927-28 году одесский авторемонтный завод им. Дзержинского получил письмо из Харькова, нуждавшегося в автобусах. «Нашему городу требуется много автобусов, но золотого фонда валюты хватит лишь на 38. просим одесситов поставить на платформы и направить к нам привезенные в ящиках из-за моря автобусы».
Ответ из Одессы был неожиданным. «На это золото мы пришлем вам вдвое больше машин». Как оказалось позже, по совету главного инженера завода одесситы закупили в Италии некомплектную технику: двигатели и шасси. Корпус и все остальные комплектующие были изготовлены на месте. Эти автобусы позже участвовали в первомайской демонстрации. Как вы думаете, кто был тот сообразительный главный инженер, решивший сэкономить на комфорте ? Конечно же, это он Николай Иванович Дыренков. Биограф Дыренкова 80-х годов писал: «…Дыренков уже тогда поставил цель: отечественные автобусы не должны уступать иностранным. И когда их поставили на самые трудные линии, они показали огромные преимущества перед итальянскими…». Ох, как нам хотелось, чтобы так оно и было. Только где эти автобусы, и где этот реформатор автомобильного производства Дыренков.
А в ноябре 1928 года на свет появился проект того самого чуда техники – «железнодорожного автовагона» для народного комиссариата здравоохранения Украины, о котором говорилось чуть выше.     Дыренков Н. И.  О вагоне написал журнал «В бой за технику» в 1933 году .  Автомотри;са (иногда также с двумя «с» — автомотрисса; от фр. аutomotrice, «самодвижущаяся») — автономный железнодорожный вагон с двигателем внутреннего сгорания (ныне практически всегда дизельным, ранее встречались также бензомоторные автомотрисы).
А в 1933 г. Экспериментальный машиностроительный завод НКПС (станция Люблино Московско-Курской железной дороги) изготовил автомотрису.  Кузов ее, построенный Перовским вагоноремонтным заводом, имел длину 10 920 мм, ширину 3320 мм.
    Для приведения в движение автомотрисы служил бензиновый двигатель с водяным охлаждением "Геркулес УХС-3" мощностью 103 л. с. при частоте вращения вала 2200 об/мин. Подобные двигатели устанавливались в то время на пятитонных автомобилях Ярославского завода и автобусах. Вращение от двигателя к движущей колесной паре передавалось через четырехступенчатую коробку скоростей типа Д35 системы Н. И. Дыренкова. Максимальная скорость автомотрисы на первой ступени равнялась 11 км/ч, на четвертой — 60 км/ч; служебная масса без пассажиров составляла 24 т, с пассажирами — около35 т.
    Двухэтажная автомотриса Дыренкова в 1934— 1935 гг. эксплуатировалась на участке Щелково — Монино Северных железных дорог до его электрификации, а затем была отставлена от работы. Тем не менее, прошла за год более 6500 километров.

 

2-х этажная мотриса Дыренкова прошла за год 6500 км.

А 5 октября Дыренков направляет в Реввоенсовет СССР письмо с идеей гусенично-колесного танка собственной конструкции.
Так, еще в 1928 г. он нарисовал (слово «спроектировал» тут не подходит, так как никакого проекта разработано не было) эскиз колесно-гусеничного маневренного танка оригинальной конструкции, который разослал по всем известным ему адресам. Но ответа не получал. Помогла ему встреча осенью 1929 г. с начальником УММ И. Халепским, который прибыл на Ижорский завод по вопросу организации серийного выпуска бронеавтомобилей.
Видимо, результатом этой встречи были довольны обе стороны, так как вскоре начальник УММ И. Халепский направил заместителю председателя реввоенсовета Уншлихту письмо следующего содержания:
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
ЗАМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ РЕВВОЕНСОВЕТА СССР Тов. УНШЛИХТУ
Как я уже сообщал Вам ранее, из имеющихся в настоящее время в Управлении ММ проэктов танков, предложенных в инициативном порядке на конкурсной основе, особого внимания заслуживает проэкт, предложенный тов. ДЫРЕНКОВЫМ.

 

Танк Д-4. 1931 г.
От прочих проэктов указанный отличается не только мощным вооружением (2–3 пушки большого калибра и 3–4 пулемета), но и несет оригинальный комбинированный движитель, сочетающий возможность легкого перемещения своим ходом как по бездорожью (на гусеницах), так и по дорогам с твердым покрытием (на колесах) и железнодорожным путям (на специальных скатах).
По мнение изобретателя такая схема позволит применять танк во всех видах современного боя без использования специальных транспортных средств, что значительно удешевляет его эксплоатацию.
Личная беседа с изобретателем дает понять, что он рассматривает указанный тип танка, как универсальное боевое средство взамен гусеничных танков, бронеавтомобилей и даже бронепоездов (в случае сцепки нескольких танков в поезд).
Считаю, что соображения автора проэкта разумны и должны быть проверены практикой.
Жду Ваших указаний.
Нач. УПРАВЛЕНИЯ ПО МОТОРИЗАЦИИ И МЕХАНИЗАЦИИ РККА
/И.Халепский/

 

 

Уншлихт Иосиф Станиславович [19(31). 12.1879 – 29.7.1938], советский государственный, партийный и военный деятель. Член Коммунистической партии с 1900. Родился в г. Млава Плоцкой губернии (ныне в ПНР).


Записка изобретателя, поданная следом, содержала вполне здравые соображения, которые даже в отсутствие расчетов прекрасно убеждали в правоте изобретателя. Поэтому 14 декабря 1929 г. Ижорскому заводу был открыт заказ на изготовление танка ДРС конструкции Н. Дыренкова стоимостью 95 тыс. руб., причем 25 процентов указанной суммы перечислялись исполнителю практически сразу после заключения договора. Всего же в течение 1930 г. РККА должна была получить 6 танков указанного типа общей стоимостью (с учетом запчастей, а также экспериментов по сварным соединениям и герметизации танков) 927 тыс. руб.
Так на свет родился конструктор бронетехники Николай Дыренков, конструктор, о существовании которого сегодня знают только специалисты.

  

Танк Д-10. С правого борта.
В конце 1930 года Опытно-конструкторским и испытательным бюро УММ под руководством Н.И. Дыренкова был разработан легкий танк Д-10. В феврале 1931 г. московский завод МОЖЕРЕЗ (Московский железнодорожный  ремонтный завод) изготовил опытный образец. Он прошел испытания на НИБТ полигоне в мае-июне 1931 г., но на вооружение так и не был принят.

В его конструкции отразились все характерные и противоречивые черты характера самого конструктора.

В качестве основы танка, его ходовой части был использован трактор «Коммунар 9ГУ». Машина должна была действовать в качестве танка второго эшелона. Компоновка танка – безбашенная, «с передним расположением силовой установки и совмещенным отделением управления и боевым – в средней и кормовой части корпуса. При проектировании танка была выполнена перекомпоновка мест расположения членов экипажа машины и топливной системы двигателя.».Солянкин А.Г., Павлов И.В., Желтов И.Г. «Советские легкие танки 1920-1941» М.: ООО «Издательство «Цейхгауз», 2007, стр. 36-37.

Над рубкой боевого отделения устанавливалась командирская башенка. Для посадки и высадки экипажа в бортах корпуса предусматривались двери. В экипаже было 3 человека. Танк был вооружен 76,2—мм. полковой пушкой образца 1927 г. четырьмя пулеметами ДТ. Боекомплект при этом танк вез за собой на прицепе. Броня защищала только от пуль.

На танке стоял четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 75 л.с. Запас хода по шоссе составлял 120 км.

Танк не пошел в серию потому, что силовая установка демонстрировала ненадежную работу из-за плохой системы охлаждения; экипаж чувствовал себя неуютно в условиях боевых действий и при техобслуживании машины; а также – из-за плохого обзора с места механика-водителя.

На примере подобной эклектичной конструкции танка Дыренкова, последующие изобретатели поняли ошибочность идеи использования шасси тракторов.

Танк Д-11 этого же конструктора также не пошел в серию, хотя также прошел испытания на полигоне. По сути, это было во многом повторением той же идеи с Д-10 и шагом в ошибочном направлении, от которого  танкостроители уже один раз отказались.

 

Танк Д-11

Та же судьба постигла и Д-13. 26 марта 1933 года представитель военной приемки отмечал: “…5 единиц готовы, за исключением: не сделаны рамы с сеткой для карт, нет задних фонарей... не установлены ящики для вездеходных цепей, не сделано крепление для шанцевого инструмента и дополнительных бензобаков…”. В дальнейшем Д-13 использовались в качестве учебных машин. На 15 сентября 1940 года бронемашины Д-13 имелись в составе следующих военных округов: ЛВО – 1, МВО – 1, ПриВО – 1, ОрВО – 3, ХВО – 1. В начале войны с Германией, танки Дыренкова, прежде всего, Д-13 использовались в боях.

Николай Дыренков разрабатывал модели и бронеавтомобилей. В начале 1931 года на Ижорском заводе был построен бронеавтомобиль Д-8. Дыренков использовал шасси двухосного, неполноприводного легкового автомобиля «Форд-А», который предполагался к производству на Нижегородском автозаводе – ГАЗ.

Бронеавтомобиль Д-13.

Была выпущена партия в 25 машин. Николай Дыренков совершенствовал конструкцию машины, выпуская ее небольшими сериями. Все работы по доводке этого типа бронеавтомобилей были прекращены весной 1931 г. когда был разработан проект и изготовлен бронеавтомобиль Д-9.Комисси признала нецелесообразным  принятие на вооружение этого образца техники.

Бронеавтомобиль Д-13.

 

Еще одним продуктом конструкторского таланта Дыренкова стали автобронедрезины, выпускавшиеся в 1932 году.  

Под руководством Дыренкова были разработаны следующие виды бронетехники:

 Танкетки: Д-7;  Д-44; 

 Лёгкие танки: Д-10 (1931) на базе гусеничного трактора «Коммунар 9 ГУ» — изготовлен один опытный образец; Д-11 (1931) на базе гусеничного трактора «Катерпиллер-60» — изготовлен один опытный образец;

 Средние танки: Д-4 (1931) — изготовлен один опытный образец;

 Д-5 (1932) — изготовлен только макет; Бронированный десантный танк Д-14 (1931) — изготовлен один опытный образец; Химический танк (танк химического нападения) Д-15 (1931) — изготовлен один опытный образец, который даже не испытывался; Колёсная боевая химическая машина Д-39.

 Лёгкие бронеавтомобили: Д-8 (1931) на базе автомобиля ГАЗ-А — выпускался серийно на Ижорском заводе; Д-12 (1931) на базе автомобиля ГАЗ-А, отличался от Д-8 вооружением и незначительно конструкцией корпуса. На базе его затем был выпущен бронеавтомобиль ФАИ — выпускался серийно;

 Средние бронеавтомобили: Д-9; Д-13 (1931) на базе автомобиля Форд-Тимкен;

 Автобронедрезина Д-37 (автобронедрезина);

 Модернизированный танк БТ (Д-38).

Кроме того, Николай Иванович принимал участие в разработке корпуса для лёгкого танка Т-20 (1930).

Как было сказано, воспоминания близких Дыренкова обрываются на полуслове, как оборвалась и жизнь Николая Ивановича в 1937 году. Вот выписка из книги «Расстрельные списки. Коммунарка»:


Дыренков Николай Иванович

Родился в 1893 г., г. Рыбинск; русский; образование незаконченное высшее; б/п; без определенных занятий. Проживал: Москва, ул. Метростроевская, д. 51.
Арестован 13 октября 1937 г.
Приговорен: ВКВС СССР 9 декабря 1937 г., обв.: участии в диверсионно-террористической организации.
Расстрелян 9 декабря 1937 г. Место захоронения - место захоронения - Московская обл., Коммунарка. Реабилитирован в декабре 1956 г. ВКВС СССР